Философия Сада

Японский сад – это неотъемлемая часть японской культуры. На протяжении веков он объединял религию, искусство и уважительное отношение к природе. Японский сад – это храм на открытом воздухе для почитания духов природы. Так же сад – место для медитации и умиротворения. Предаваясь созерцанию, человек должен ощутить свою причастность общему Пути, почувствовать себя частью прекрасной Вселенной. Находясь в окружении гармоничного сада, человеку легче разобраться в себе, обрести душевный покой. Созерцание сада побуждает душу. Сезонность Сезонность означает что японским садом можно наслаждаться в любое время года, каждое время года в саду раскрывается во всей красе. Шесть принципов Мастера при создании сада часто опираются на 6 принципов: простота; уединенность; налёт старины; текучесть воды; наличие панорамных видов; мастерство человеческих рук. 5 элементов сада 2 основных элемента: Камень и Вода, символизирующие Инь – Ян. Дополнительные: растения, архитектура и пустота (свободное пространство). Следование канонам Традиция создания японских садов подразумевает множество правил и типов элементов сада, следование строгим правилам канона. но это и дает почву для импровизации. Правил гораздо больше, чем может охватить композиция одного сада, поэтому создатель не следует им слепо – наоборот, ему предоставляется возможность довольно свободно интерпретировать канон, тем самым демонстрируя свой интеллект и творчество. Многовековая японская традиция демонстрирует мудрость, опыт и тайну, уникальные отношения человека с природой, когда человеку пытается украсить и облагородить природу, передавая ее суть, однако он соблюдает ее законы. Поэтому в искусстве создания садов японский стиль занимает особое место.

Япония – страна, обладающая уникальной самобытной культурой. На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления - частые землетрясения и тайфуны, что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии. Практически во всех произведениях классического искусства Японии одно из главных мест занимает природа, которая с точки зрения японцев является воплощением божественного начала. Поиск гармонии между всеми составляющими жизни — вот, пожалуй, то, что наиболее характерно для всех направлений искусства Японии. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи. В Японии до сих пор пользуются популярностью традиционные искусства и идеи дзен-буддизма. Большая волна в Канагаве. К. Хокусай 1831 г. Принципы чайной церемонии, каллиграфии, икебаны изучают в кружках при каждой школе. На этих занятиях японцы с ранних лет учатся гармонизации чувств и мыслей, чувствовать красоту природы, сохранять спокойствие и сосредоточенность в любом деле. Особенностью японской культуры является слияние религии и эстетики. Синтоизм и буддизм на протяжении многих веков являются основными религиями в Японии. Они создали определенное отношение к жизни и искусству. Синтоизм и буддизм на протяжении многих веков являются основными религиями в Японии. Они создали определенное отношение к жизни и искусству.

Почти все японцы исповедуют синтоизм, но при этом принадлежат к одной из многочисленных буддийских общин, руководствуясь в жизни принципами конфуцианства. Синто— нечто вроде древней мифологии, описывающей жизнь богов и духов, которым поклонялись древние японцы. Под его влиянием в стране установились очень жесткие взаимосвязи внутри социальных групп, сформировались культ природы, культ вождей и культ предков. Все виды творчества подчинены дзэн - буддийской эстетической концепции. В целом японцы отличаются веротерпимостью и в повседневной жизни соблюдают все предписания и обычаи, которые кажутся им разумными или привлекатель - ными. Так, празднуя деторождение, идут в синтоистские храмы, хоронят по буддийскому обычаю, а в последние время зачастую вступая в брак, совершают обряд христианского венчания.

Божественной природой - митама - обладают конкретные предметы и даже абстрактные понятия, например, добро и зло.

По синтоистским понятиям считалось, что будучи сотворены духами ками, люди чисты и правильны от Природы, а дурные поступки совершаются в результате загрязнения духа, поэтому основной синтоистский обряд - очищение. Любой синтоистский обряд начинается с очищения, заключающегося в омовении водой рта и рук. Его обязательным элементом является чтение обращенных к божеству молитв. Одним из широко распространенных здесь синтоистских ритуалов является Мисоги (Misogi) – обряд очищения водой. Мисоги совершается на берегу реки, моря или под водопадом. Практи - куется в холодное время года, заключается в длительном стоянии в ледяной воде, символизирует единение с природой, прикосновение к вселенскому пространству, полное обновление через очищение души и тела. Войдя в храм, верующие совершают пожертвование, кланяются божеству, совершают ритуальное хлопанье в ладоши, произносят краткие молитвенные формулы. Храмовые торжественные богослужения совершаются редко, по установленным праздничным дням – иногда, только единожды в год. Ритуал торжественного богослужения включает в себя вынос паланкина, процессию, жертвоприношения, совершаемые рисом, бумагой или рыбой. Завершается обряд ритуалом, в ходе которого каннуси и верующие выпивают по глотку рисовой браги, что символизирует вкушение «вме - сте с божеством» сделанных ему подношений. Синтоистские храмы перестраиваются каждые 20 лет. Считается, что богам именно столько времени приятно находиться в одном месте.

В начале VI в. в Японии становятся известны буддизм и конфуцианство. Постепенно буддизм начинает играть значительную роль в жизни Японии, происходит взаимопроникновение буддизма и синтоизма, их взаимодополнение. Божества буддизма принимаются в синтоизме, и наоборот. Синтоизм с его коллективистским характером обслуживает потребности общины, а буддизм, носящий личностный характер, ориентируется на индивидуальность. Природа воспринималась как олицетворение красоты и гармонии, и вызывала ощущение божественности всего во Вселенной. Именно такое отношение к природе было основой, на которой происходило взаимодействие синтоизма и буддизма.

Поэтому японские сады являют собой не просто красивое место для прогулок, но и отражением божественного природного начала.

Следите за новостями